Банкротами стали более 1 млн россиян. Кто рискует лишиться жилья при банкротстве?
С начала 2023 года процедуру персонального банкротства прошли почти 250 тыс. россиян, следует из данных единого федерального реестра сведений о банкротстве. Относительно января−сентября прошлого года количество банкротств выросло на 28,8%. Общее число граждан-банкротов уже превысило 1 млн человек. В 96,6% случаев люди самостоятельно инициируют банкротство.
Спрос на процедуру банкротства растет благодаря принятию законов, защищающих права должников, у которых есть жилье в собственности, считает руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин. Кроме того, были увеличены предельные сроки реструктуризации долгов в процедуре банкротства. Он уверен, что число желающих прибегнуть к этой процедуре продолжит расти.
Количество банкротств растет ежегодно, подтвердил Циан.Журналу юрист Игорь Зенин. По его словам, это связано с рядом факторов. Это и трудная экономическая ситуация, и поправки, смягчающие ход процедуры, и более лояльная практика арбитражных судов. Кроме того, увеличивается число юристов, предлагающих услуги по сопровождению банкротных проектов граждан.
Банкротства достаточно часто связаны с попыткой вывода активов состоятельными владельцами, у которых недвижимость записана на кого угодно, кроме них самих, говорит юрист, эксперт по недвижимости Юлия Азарова. Но среди банкротов есть и гораздо более простые люди, к примеру, сотрудники ушедших с рынка компаний, которые еще не успели найти новую работу. Также банкротами становятся люди, переоценившие свои финансовые возможности: этот пузырь однажды должен был взорваться, и вот его время пришло.
Проблема сохранения жилья остается одной из самых острых и беспокоящих потенциальных банкротов, говорит Игорь Зенин. «Недавно в России пошатнулся принцип сохранения единственного жилья: Конституционный суд разрешил обращать взыскание на роскошное жилье банкротов. Несмотря на такую позицию, практика по таким случаям не столь многочисленная, ошибок довольно много, и в большинстве случаев квартиры/дома не уходят на торги», — рассказал эксперт.
Кто рискует лишиться жилья при банкротстве? Могут ли забрать единственное жилье у должника? Об этом юристы рассказали Циан.Журналу.
Банк может сохранить жилье, если оно единственное, говорит Юлия Азарова. На единственное жилье могут обратить взыскание, если оно находится в залоге (ипотеке), отмечает Игорь Зенин. Но даже при таких обстоятельствах все чаще звучит идея о сохранении недвижимости. Уже не впервые предпринимается попытка разработать такой законопроект.
Кроме того, взыскание может быть обращено на роскошное жилье с большой квадратурой, в котором не проживают родственники и иные члены семьи, говорит Зенин. Кредиторы взамен дорогой недвижимости выберут должнику более простое жилье, уточняет Азарова. Это позволит погасить долг или его часть.
Но даже в таких случаях суды могут занимать сторону должника. Юрист привела случай из судебной практики. «Женщина с детьми проживала в большой квартире в высотке на Котельнической набережной. Стоимость этой квартиры превышала 100 млн рублей. С точки зрения закона, ей можно было подобрать «двушку» или даже «трешку» в Москве, потратив на это сумму в пределах 20 млн, а остальные средства пошли бы в счет погашения долга. Однако суд решил иначе и оставил это жилье женщине-банкроту», — рассказала Азарова.
Юрист напомнила, что потерять жилье может не только должник, но и те, кто совершал с ним какие-то сделки с недвижимостью в так называемый «период подозрительности». Официально это год до признания человека банкротом, хотя финансовые управляющие могут учитывать и больший срок. Финансовые управляющие часто подают заявления с требованием признать такие сделки недействительными, поскольку предполагают, что человек готовился к предстоящему банкротству и выводил активы.